В соответствии с поручением президента обязанность хранить "тяжелый" контент (содержание сообщений, изображения, звуковую и видеоинформацию) в срок до 6 месяцев появится у мобильных операторов и интернет-компаний лишь с 1 июля 2018 года. Однако до этого момента должны быть уточнены конкретные параметры таких требований, часть из них - уже до 1 ноября текущего года.
Закон был подписан президентом в июле, но уже к началу сентября ряд компаний заявил о готовности выпустить на рынок отечественные системы хранения и обработки данных. В частности, Объединенная приборостроительная корпорация разработала и планирует поставлять на российский рынок линейку отечественных систем хранения данных "Эльбрус", в которых будут использоваться российские компоненты и программное обеспечение. Оборудование предназначено для работы с большими массивами информации. Благодаря горизонтально масштабируемой архитектуре по требованию заказчика несколько систем хранения могут образовывать единую емкость в несколько тысяч терабайт. По заявлению разработчиков, эта система может быть использована и для хранения данных согласно требованиям "пакета Яровой".
Эксперты отрасли считают: если указания президента будут соблюдаться, то этот закон действительно может стимулировать отечественных разработчиков продуктов для обработки, хранения и поиска данных. "Учитывая, что действие законопроекта начнется в 2018 году, за это время можно выстроить диалог производителей ИТ-решений и государства, проработать технические задания и поддержать отечественных производителей софта и оборудования реальными заказами, - уверен председатель правления компании Spirit Андрей Свириденко. - Но в этом вопросе очень важна заинтересованность государства в развитии передовых российских программных продуктов и "железа".
Эксперты согласны в том, что расходы телеком-операторов после начала реализации требований антитеррористического закона вырастут, так как для хранения медиаданных всех абонентов потребуются капитальные инвестиции в соответствующую инфраструктуру. Однако и технологии тоже быстро развиваются, и рынок уже сегодня готов предложить решения, способные помочь в проблеме хранения больших объемов мультимедийных данных. "Оценки потребляемого объема хранения данных варьируются, но общий объем информации (звонки, Интернет, сообщения), который придется хранить всем операторам связи за регламентированный срок, составит около 1700 Эб ( один эксабайт равен миллиону терабайт. - Ред.). Это в 100 тысяч раз больше, чем текущие совместные мощности операторов по хранению данных", - подсчитал руководитель проектного департамента IT-компании Bell Integrator Михаил Лапин.
Пока все оценки по мощностям для хранения данных, которые потребуются операторам связи и интернет-компаниям, являются предварительными. "Это связано с тем, что еще не выработаны стандарты, модели взаимодействия и обработки этих колоссальных объемов данных, - пояснил директор департамента инфраструктурных решений компании "Техносерв" Руслан Хайруллов. - Практически во всех вертикалях созданы или создаются рабочие группы для уточнения требований, выработки правил обработки и предоставления в регулирующие органы данных. В зависимости от решений могут быть применены дополнительные оборудование или технологии, позволяющие снизить итоговую емкость хранения. К примеру, исключение ряда метаинформации может позволить сжать данные в несколько раз".
"Технически реализация закона не потребует принципиально новых решений. Просто придется масштабировать существующие технологии, - считает руководитель компании Zecurion Analytics Владимир Ульянов. - Сейчас в России есть избыточные мощности в центрах хранения данных, так что принятие нового закона на руку этому сегменту бизнеса". По словам эксперта, в последние годы именно невостребованные мощности систем хранения данных (СХД) были главной проблемой рынка, которая замедляла его рост. "Например, в 2015 году на российский рынок было поставлено систем хранения данных на 0,5-0,6 эксабайт. Новый закон искусственно поднимает спрос, что хорошо для профессиональных участников рынка", - пояснил Владимир Ульянов.
По словам экспертов, наиболее ярким трендом в сфере СХД сейчас является переход от классических специализированных аппаратных решений к программно определяемым хранилищам (SDS). "Вторым, менее выраженным, но весьма перспективным являются гиперконвергентные решения, - уверен Руслан Хайруллов. - В ближайшей перспективе можно говорить об увеличении объема рынка СХД в России и развитии отечественных SDS-решений". Но давать конкретные оценки замещения иностранных систем в ИТ-секторе в связи с "пакетом Яровой" еще рано. "О них можно будет судить только после формирования решений рабочими группами и определения, каким будет формат реализации требований. Это может быть централизованное решение для всех компаний (например, предоставляемое как услуга) или частные решения для каждой компании, попадающей под действие закона", - заключил Хайруллов.